Познавательный проект о шрифтовых элементах для детей и взрослых.
Fontastic
Познавательный проект о шрифтовых элементах для детей и взрослых.
Фонтастический мир
Согласно науке
Все графемы символов алфавита состоят из элементов, единство форм которых обеспечивает единство рисунка всей шрифтовой гарнитуры. В типографике сложились определённые термины, характеризующие структуру букв. Шрифтовые элементы имеют специальные названия, многие из которых совпадают с названиями предметов из реальной жизни.
Уши, ноги и хвосты
Термины соответствуют выделенным элементам:
вершина
перекладина, бар
капля, мяч
рука
рука
нога
нога
рука
хвост
хвост
волосяная линия
глаз
капля
шпора
ухо
петля
плечо
хвост
клюв
развилка
хвост
Добро пожаловать в фонтастическую реальность, путешествие начинается! А точнее, продолжается: окружающий мир практически состоит из шрифтов, и мы сталкиваемся с фонтастикой каждый день, даже о ней не подозревая. Огромный поток информации, которую человек воспринимает ежедневно, передаётся с помощью шрифта. И от того, насколько хорошо сделан шрифт, зависит качество визуальной среды, в которой мы находимся. Проект Fontastic направлен на улучшение визуальной экологии и развитие шрифтовой культуры.
Познакомимся поближе
apex – вершина: точка на верхушке буквы, где встречаются два штриха
bar – перекладина, бар: горизонтальный штрих, расположенный между двумя другими штрихами
ball – мяч: округлая форма, которая является окончанием штриха, родственник капли (drop)
tail – хвост: нисходящий штрих без засечки, часто декоративный
tail – хвост: нисходящий штрих без засечки, часто декоративный
tail – хвост: нисходящий штрих без засечки, часто декоративный
tail – хвост: нисходящий штрих без засечки, часто декоративный
spur – шпора: маленький выступ рядом с основным штрихом у заглавной «G»
arm – рука: горизонтальный или направленный вверх штрих, имеющий один свободный конец
arm – рука: горизонтальный или направленный вверх штрих, имеющий один свободный конец
arm – рука: горизонтальный или направленный вверх штрих, имеющий один
свободный конец
leg – нога: нисходящий наклонный штрих, родственник хвоста (tail)
leg – нога: нисходящий наклонный штрих, родственник хвоста (tail)
hairline – волосяная линия: самый тонкий штрих в контрастном шрифте
eye – глаз: Замкнутая часть строчной буквы «е»
drop – капля: каплевидное окончание штриха
loop – петля: замкнутый элемент, как правило, нижняя часть строчной буквы
ear – ухо: маленький штрих, похожий на каплю, обычно встречающийся у строчной латинской «g»
shoulder – плечо: скруглённый штрих, отходящий от основного штриха
crotch – развилка: острый угол в месте соединения двух штрихов
Познакомимся поближе
Фонтастическое обучение
Преимущество проекта Fontastic – наглядность. Зрительная память самая прочная. Она позволяет легко удерживать и воспроизводить в памяти воспринятую ранее информацию, а также помогает получить яркое впечатление о том, что надо запомнить. Надёжный способ запомнить некий факт – связать его с другим. Поэтому именно на ассоциациях построен весь фонтастический познавательный процесс: научные термины отождествляются с хорошо знакомыми предметами и остаются в памяти. Такая система подачи информации хорошо ложится на разные носители.
Фонтастика на стене
Для опытных динозайнеров и юных дизайчиков. Плакат Fontastic Anatomy of Letters.
Развивая визуальную экологию, Fontastic не забывает об экологичности материалов: конструктор сделан из дерева. С лицевой стороны буквы чёрные, а внутрибуквенные просветы белые. На каждом элементе написано его название. Перед началом игры все детали должны лежать лицом вверх. С обратной стороны каждая буква окрашена в свой цвет – это своеобразная подсказка для новичков и читеров; как и то, что названия элементов написаны строго по горизонтали относительно целых букв.
Конструктор состоит из 26 букв латинского алфавита. Некоторые буквы имеют по два взаимозаменяемых элемента – обычный и фонтастический. Например, у буквы «g» в комплекте идёт два элемента «ear»: 1) маленький штрих, похожий на каплю 2) „настоящее“ ухо. Из элементов конструктора можно строить не только буквы. Благодаря модульности креплений большинство деталей свободно соединяются друг с другом, что позволяет придумывать собственных фонтастических тварей. Благодаря достаточной толщине, буквы устойчивы. Поэтому, если надоело конструировать, можно просто украсить ими полку или рабочий стол, добавив фонтастики в интерьер.
Хочу такой конструктор!
Конструктор Fontastic выпущен в одном экземпляре. Для того, чтобы запустить производство тиража, удешевив тем самым стоимость изделия, нужны предзаказы. Оформите предзаказ в магазине или сделайте донейшн на реализацию проекта.
В кубиках используется эвристический принцип – принцип открытия нового, в данном случае, с помощью загадок. Загадка учит умению наблюдать, видеть сущность предмета, его значение. Для того, чтобы отгадать загадку, надо найти „ключ“ к метафоре, абстрагировать предмет или одну из его характеристик.
В фонтастические кубики можно играть по-разному: 1) Игра вдвоём: Один из игроков показывает другому кубик так, чтобы были видны только картинки с предметами, а второй угадывает, от каких букв эти элементы. И наоборот: можно показывать буквы, а загадывать недостающие элементы. 2) Один игрок: Это обычная детская игра в кубики, и здесь не нужны никакие правила. Обучение происходит само собой при взаимодействии с носителем. На гранях кубиков мы видим разнообразные картинки, но видим их не полностью. Для того, чтобы рассмотреть их целиком, необходимо совершить действие – перевернуть кубик и посмотреть на него с другой стороны (в прямом и переносном смыслах). Перевернув (переосмыслив) объект, мы понимаем, что предмет на картинке – часть буквы, элемент шрифта.
Смотрю в книгу, вижу фонтастику
Фонтастика есть везде, где есть текст. А значит, в каждой книге. Но больше всего её в фонтастической книге-игре. Книжка состоит из образов-загадок, которые полны метафор и олицетворений. Каждая неоткрытая страница заключает в себе вопрос, ответ на который требует работы воображения. Фантазируя на тему картинки, мы ассоциируем её с определёнными понятиями, благодаря чему запоминаем. А когда открываем правильный ответ, связываем его с только что придуманным образом и без труда усваиваем полученный материал.
Фонтастическая локация
Все эти принципы можно масштабировать и посторить шрифтовую игровую площадку, дополнив объектами из Fontown. Так что, инвесторы, добро пожаловать, пишите.
Сотрудничество
Не переживайте, ваши данные останутся в секрете.
Сотрудничество
Не переживайте, ваши данные останутся в секрете.
Фонтастический лук
Fontastic – это не только познавательно, но и просто красиво. Капсульная коллекция Fontastic T-shirts из 23 футболок с фонтастическими персонажами представлена в магазинчике.
Sunhoo Industrial Design Innovation Park
Впервые проект Fontastic увидел свет и заинтересованные лица китайцев на выставке в инновационном дизайн-кластере Sunhoo Industrial Design Innovation Park в городе Ханчжоу во время моей арт-резиденции.
В своём первоначальном виде Fontastic предстал перед зрителями как инсталляция из объектов с нанесёнными на них шрифтовыми элементами.
Ещё одним везением были окна выставочного пространства с рулонными шторами. Я поместила на них изображения таким образом, что зрители могли открывать (для себя) буквы, которые, на первый взгляд, казались чем-то или кем-то другим.
То же самое происходит со всеми фонтастическими объектами: мы можем только строить предположения и догадываться, что представляет из себя предмет целиком, пока не начнём с ним взаимодействовать.
В дополнение к инсталляции я напечатала тираж имиджевых открыток, ясно демонстрирующих фонтастические принципы.
Несколькими днями позже Fontastic появился на улицах Шанхая в виде стрит-арта. Стикеры и трафареты представляют особый интерес с точки зрения коммуникации. Постепенно распространяясь в городском пространстве, они демонстрируют, насколько шрифты влились в нашу повседневную жизнь, и привлекают к ним наше внимание.
Уважайте шрифты и не забывайте, что фонтастика всегда с нами.
В качестве основных носителей я использовала металлические конструкции, оставшиеся от строительства (на тот момент в дизайн-парке Sunhoo имелось несколько работающих корпусов, и активно шла стройка новых). Проект частично задумывался как акт уличного искусства, и такая урбанистическая эстетика хорошо вписалась в мою идею.
На выставке европейские участники резиденции по достоинству оценили проект про их родную латиницу, а местные азиатские дизайнеры познакомились с особенностями иностранной типографики.